Игрушки и антиигрушки. Секреты игрушек от Евгения Храновского

"Наша Ассоциация будет менять позицию родителей. Постепенно они перестанут покупать плохие игрушки"

Вся жизнь — игра. Это кредо не только картежников и знатоков из телевизора, но и каждого ребенка. Недавно вышедшая на экраны кинотеатров «История игрушек-3» побудила JustMedia.Ru задуматься, к добру ли оживают мультяшные космонавт Базз и ковбой Вуди на полках магазинов и в воображении наших детей. Наш корреспондент Иван Некрасов прогулялся с членом координационного совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «РОДИТЕЛИСНГ.ру» Евгением Храновским, его детьми и котенком по супермаркету игрушек «Дочки и сыночки» (торговый центр «Фан-фан», г. Екатеринбург). Проводником по магазину для нас стала товаровед Людмила Курангина.

 

Как Бэтмен может довести вашего сынишку до энуреза? Почему игра с куклой «Bratz» привьет вашей дочке поведение оторвы, а забота о говорящем пупсе — приятие абортов? Об этом читайте в нашем интервью в стиле «контрольная закупка».

— Евгений, мы будем ходить по магазину, выбирать игрушку и оценивать ее. И вы, Людмила, не стесняйтесь высказывать свое мнение.

Евгений Храновский: При выборе игрушки, нужно озадачиться вопросом: для чего ее покупать? Если родитель выбирает игрушку, чтобы ребенок был занят и не мешал ему, то цель изначально неверна. Прежде всего, игрушка должна развивать ребенка (не только мелкую моторику, как сейчас модно), учила взрослой жизни в детском ее варианте. Хорошая игрушка учит любить людей, зверей, заботиться о детях, если мы говорим о куклах для девочек. Сейчас куклы учат в основном тому, как праздно проводить время: вот Барби, вот ее автомобиль, вот ее коттедж, здесь ее ванна, здесь ее прически…

—А вот и прилавок с куклами. Начнем с барбиподобных.

Е.Х.: Что такое кукла для ребенка? Это модель идеального человека (показывает куклу Жади от «Bratz» в восточном костюме). Если вы такую девушку увидите на улице, что вы про нее подумаете? Что она проститутка.

Людмила Курангина: Это брендовые куклы.

Е.Х.: Неважно. Если девочке купить вот такую куклу, она постарается быть похожей на нее. Что из такой девочки вырастает? О целомудрии здесь уже не приходится говорить, а о жертвенной материнской любви — тем более. Кстати «Bratz» переводиться с английского жаргона как «оторва».

Л.К.: Дело не в целомудрии. Дети видят мультики и хотят быть на них похожими.

Е.Х.: Да, кукла — продолжение мультфильма. Это бизнес.

Л.К.: Может, запретить детям смотреть телевизор?

Е.Х.: Мои дети по телевизору смотрят только два-три канала, остальные — запрещено. Они смотрят «Спас», «Союз» и какой-нибудь мультипликационный канал, но под присмотром взрослого, чтоб если что начнут показывать нехорошее, то можно было бы переключить.

Л.К.: Многие дети смотрят «Jetix», там много рекламы игрушек...

Е.Х.: «Jetix» — это очень опасный канал. С детских площадок я слышу реплики из мультиков телеканала «Jetix». Дети кричат ненормальными голосами. Когда ребенок приходит домой, он начинает также общаться с родными. В семье портится настроение, мы получаем неадекватную реакцию со стороны родителей, наказания... А все началось с мультика.

—Ненормальны не только голоса таких кукол, но и их пропорции. Вот экземпляр «Moxie» с большой головой.

Е.Х.: Модель идеального человека в этой кукле кощунственна по отношению к сознанию ребенка. Давайте посмотрим и обратим внимание, что у современных кукол, в том числе и у «Moxie», есть формы, присущие не девочкам, а женщинам. Когда девочка начинает рассматривать свое тело и не находит у себя кое-чего, у нее сегодня возникает комплекс.

—А что происходит с мальчиками, когда они видят у сестер или у других девочек таких кукол?

Е.Х.: Когда вырастают, они начинают искать себе такую невесту. У них получается найти себе такую? Нет. В результате — комплекс. Они долго не могут жениться. Они ищут себе куклу, модель, красивую девчонку. У них нет ориентации на душу, ну ум девушки.

Л.К.: Это нормально, это мужская сущность.

Е.Х.: Это не мужская сущность. Ваш папа выбирал себе маму по этим критериям? Счастливые семьи строятся, на самом деле, не на длинных ногах.

Л.К.: Счастливые семьи строятся на доверительных отношениях.

Е.Х.: Совершенно верно.

—Мы заговорили о семейственности — давайте посмотрим на пупсов.

Е.Х.: Казалось бы, мы нашли кукол, которых дети могут нянчить, воспитывать.

— Пупс удовлетворяет нас по сформулированной цели: воспитании в девочке материнского инстинкта…

Е.Х.: Но ничего подобного эта кукла не дает. У пупса есть кнопочка, а у ребенка нет выбора, когда он хочет закончить с этой куклой играть. «Я хочу кушать» — покормили. «Я описалась» — поменяли подгузник. «Я хочу гулять», «Я хочу есть» и далее по кругу… В итоге девочка говорит: «Ты меня достала». И выключает куклу. А это маленькая смерть. Уже сегодня девочек начинают готовить к абортам.

—А девочка не может чувствовать комплекс неполноценности от того, что она просто нянчит куклу и не может родить настоящего ребеночка?

Е.Х.: Это абсолютно нормально. Дочки-матери — древняя русская игра, она вполне естественная. Другое дело, что у девочки совсем нет необходимости, чтобы эта кукла издавала какие-то звуки. Вспомним детство советского времени: если кукла прикрывала глазки, когда ее кладут спать, это уже верх счастья, больше ничего не надо было. С ней можно говорить, ее можно нянчить, ее можно положить в коляску, ее можно положить спать на три дня. Сейчас родители считают такие куклы нефункциональными. Они считают, что у них в детстве этого не было, значит, надо купить это ребенку. Ребенку это дали, естественно, ему уже неинтересно что-то менее функциональное.

Л.К.: Но дочка просит купить, потому что у ее подружек есть такие…

Е.Х.: Наша ассоциация будет менять позицию родителей. Постепенно они перестанут покупать плохие игрушки, и у подружек их не будет.

—А каким образом вы будете менять позицию?

Е.Х.: Одна из возможностей — это интервью JustMedia. А также родительские собрания в школах, детских садах, разговоры с предпринимателями об изменении ассортиментного перечня на игрушки, которые полезны. Через три года вступает в силу закон об информационной безопасности детей, по нему будет запрещен ввоз в Россию игрушек, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. А мы сегодня уже предложим предпринимателям начать менять ассортиментный перечень и раскручивать новый. Те, кто будут сотрудничать с нами, будут готовы к вступлению в силу нового закона.
Л.К.: Посмотрите, плавающий пупсик…

Е.Х.: Очень интересная игрушка. У пупса выражение лица такое замечательное. Можно сказать, хорошая игрушка, если у нее нет включателя-выключателя.

—Не утопит ли девочка своего ребенка в будущем?

Е.Х.: Не беспокойтесь. Игры с водой для ребенка очень важны, они расслабляют и они нормализуют многие процессы.

—Давайте о выражениях лица игрушек поговорим.

Л.К.: У нас есть куклы, которые полностью воспроизводят мимику ребенка. Они плачут, смеются — их лица меняются.

Е.Х.: Важно, чтобы лицо не выражало болезни, усталости или придурковатости. Ребенок, видя куклу, должен испытывать радость. Тогда закрепляется мысль, что нянчить ребенка — это счастье.

—Людмила, какие куклы сегодня покупают родители?

Л.К.: То, что они в мультиках видят, то и хотят. «Винкс» сейчас самые популярные. До этого были «Мокси» и «Братц». А «Бэби Анадель», вот эти пупсы, уже отходят, потому что есть аналоги на порядок дешевле.

Е.Х.: Главное, чтобы кукла была моделью идеального человека.

Л.К.: (показывает на упаковку с куклой на лошади и набор косметики для нее) У этой куколки доброе лицо, нет признаков взрослой женщины. Такая подойдет?

Е.Х.: На первый взгляд, да. Но косичка лошадки неестественного — синего — цвета. Здесь же девочек настраивают исключительно на наведение красоты. Девушка будет уделять своему внешнему виду много времени. Мужу важно, чтобы с ней можно было поговорить по душам, и чтобы она детей ему родила, а выглядеть она должна просто хорошо. А вот если она будет три часа перед зеркалом сидеть, он будет говорить: «Любимая, сколько можно я позавтракать хочу, а ты все у зеркала!». Кроме того, если в девичестве особо заниматься внешним видом и показывать это как самое главное, то какой мужчина обратит на внимание такую девушку? Такой, какому только это и важно! И когда такой мужчина увидит в своей жизни еще более красивую девушку, он бросит эту.

Л.К.: Зачем все утрировать? Не надо три часа сидеть…

Е.Х.: Если мы девочку с детства приучаем к этому, у нее получается гипертрофированная, неестественная тяга, она начинает искать признания своей красоты у окружающих и со временем для нее это может стать самым важным.

Л.К.: Моя племянница, когда была маленькая, очень любила косметику, а теперь ей это неинтересно. Сейчас ей 11 лет.

Е.Х.: Неизвестно еще, что будет в 16.

—Давайте, Евгений найдет хорошую куклу.

Е.Х.: (достает небольшую хорошенькую куклу) Вот это классика, замечательная кукла. У нее аккуратная прическа, ей можно плести косички. Одежда замечательная. И это девочка, это видно. И имя у нее есть — Алина.

—Ничего, что она маленькая такая?

Е.Х.: Ничего. Она же не гигантская. С гигантской невозможно играть. Эта кукла из серии: «Держи, мы пойдем телевизор смотреть». А ведь детей надо учить играть, они сами не знают, как это делать.

Л.К.: Фарфоровые куклы вам нравятся?

Е.Х.: Это коллекционные куклы, они не для игры. Они больше интересны взрослому, а не ребенку… Давайте посмотрим мягкие игрушки. Вот, например, Пес Барбос, смотрите, какой у него замечательный, здоровый вид!

Л.К.: Есть игрушки, которые повторяют реальные голоса животных.

Е.Х.: В мягкой игрушке главное, чтобы она была естественных цветов и естественного происхождения. Исключения бывают, это Чебурашка. Лунтик — вопрос спорный. Но я бы ее своим детям не купил, потому что не сложил еще мнение о ней. Я смотрел «Лунтика» много раз, часто с детьми. Мне не нравятся два героя, Вупсень и Пупсень. У них ненормальные голоса, они учат детей разговаривать так же.

Л.К.: Там обычно добро всегда побеждает.

Е.Х.: Вы никогда не найдете зло, которое было бы без добра.

—Вы сначала мультики просматриваете сами?

Е.Х.: Да, а потом приобретаю те, которые мне понравились.

—А что будет с ребенком, если у него будет много «больных» игрушек?

Е.Х.: Вы увидите, что он начнет болеть. Потому что для него это модель идеального поведения. У ребенка очень тонкая психика. Для него все игрушки — живые.

Игрушки для мальчиков

Обратите внимание, если у мальчика появилась такая игрушка (останавливается у коробки с мускулистым мужчиной в бандане и с бородой, мотоцикл его увенчан черепом). Саша, кто это?

Саша: Бандит. Разбойник.

Е.Х.: А теперь — внимание на этикетку. Написано: «Полиция». Чувствуете, какой когнитивный диссонанс?

Л.К.: Думаю, другие дети выбрали бы такую игрушку.

Е.Х.: Если ребенок смотрит Jetix или другой подобный канал, он захочет такую игрушку, он захочет быть похожим на того героя. И с ближними он начнет общаться точно так же (переводит взгляд на панораму «Взятие крепости»). «Взятие Крепости» — это хорошая игрушка, потому что она учит мальчика защищать Родину. Мальчику обязательно надо иметь игрушечное оружие. Эта игра хороша еще тем, что она групповая. Сколько мы ходили — видели только индивидуальные. Я ставлю этой игрушке твердую пятерку… Пиратские игрушки я оцениваю резко негативно. Потому что пираты — это воры. А ребенок говорит, что он хороший, потому что спас того-то. Но ведь до спасения он убил и ограбил еще десятерых.

—А вот игрушки по сказкам «Нарния», «Гарри Поттер»…

Е.Х.: Что касается героев кино с элементами магии, то такие игрушки часто вызывают энурез у детей. Они писаются, потому что их обуревают страхи. Неизвестно, что будет делать игрушка, когда он спит. Что касается Человека-Паука, Бэтмена и Гарри Поттера, то это все бесовщина, по-русски сказать. Нам говорят, что Бэтмен — это хороший персонаж, он спасает людей. Но он и убивает других людей. И вообще, он — летучая мышь. Трансформеры — крайне негативная игрушка. Ребенок, играя с ним, говорит: «Я машина, я робот, я ничего не чувствую». Это убивает в ребенке чувственность, доброту.

—А как объяснить ребенку, что это плохая игрушка?

Е.Х.: Я объяснил своему, что Человек-паук — это, по сути, бес. Саша, где у тебя Человек-паук?

Саша: Не знаю, в корзине, наверное.

Е.Х.: У него и в садике все выбросили эти игрушки. У меня ребенок православный, он понимает, что такое бесовщина.

Л.К.: А как относитесь к «Магнитной рыбалке»?

Е.Х.: Это очень хорошо. Это учит концентрации, труду…  Конструкторы — это очень важно, особенно для мальчиков 4-6 лет. Они делятся на резко позитивные и резко негативные. Конструктором «Лего-автосервис» ребенок будет с упоением заниматься, развивать логическое мышление, усердие, терпение, потому что собрать такую игрушку — надо порядка шести часов. Она учит его трудиться. Эта игра надолго. Я очень бы рекомендовал родителям покупать такие игрушки, хотя они очень дорогие. Есть и другие конструкторы, которые от Человека-паука мало отличаются (смотрит на сборный скелет динозавра). Какие-то скелеты… Что ты чувствуешь, холод-тепло, страх-радость, Саша, когда видишь такую игрушку?

Саша: Холод и страх.

—Смотрите, конструктор «Звездные войны».

Е.Х.: Игры в войну — это не плохо. Но если эта война имеет посыл нападать, а не защищать Родину, то ничего хорошего в такой игре нет. Если у человечков лица выражают агрессию, это нехорошо. Очень важно ребенку собирать конструктор вместе с отцом. Для ребенка интересна не какая-то конкретная игрушка, а то, можно ли поиграть с мамой или папой этой игрушкой.

—Как вам космические бластеры?

Е.Х.: Если ребенок использует это оружие в «Великой Отечественной войне», это одно, а если он борется с инопланетными захватчиками — это плохо. Если родитель вложит в эту игрушку хороший, позитивный сценарий, эта игрушка будет хорошая. Обыкновенный пистолет может быть игрушкой и антиигрушкой одновременно.

—Давайте поговорим о ценах и качестве. Не факт, что дорогая игрушка — качественная…

Е.Х.: Я выбираю игрушку не по цене, а по принципу, чему она может научить моего ребенка, чего не хватает ему сейчас, что в нем надо развить.

—А что делать, если у ребенка сломалась игрушка? Купить ему такую же новую?

Е.Х.: Я купил Саше змейку, он даже сделал для этого семь добрых дел. Она у него сломалась. Он говорит: «Папа, купи мне еще такую!». Я отвечаю: «Сынок, нет, надо аккуратнее!». И он решил сделать еще несколько добрых дел, чтобы заработать эту игрушку. Он заработал эту змейку — радости было очень много, больше чем от «Лего» за три тысячи.

—Я вот увидел шкатулку для секретов. Как вы к таким штукам относитесь?

Е.Х.: У детей всегда есть тяга к секретам. Мы тоже в детстве играли в секреты: зарывали фантики в землю под стеклышко. Это интересно. Игра «Менеджер» учит меркантильности. Я замечал, когда дети поиграют в «Монополию», у них резко негативное отношение к тем, кто выиграл, и домашнюю работу они хотят делать за деньги.

Л.К.: Я считаю, что экономические игры — это полезная вещь.

Е.Х.: Многие так считают и покупают. Придет время, и ребенок будет понимать ценность денег, потому что без них прожить нельзя.

—Можно просто поменять сценарий игры, как мы это делали с бластером. Есть добрые варианты игры «Монополия». Если заменить сюжет и вместо денег ввести фрукты или те же самые добрые дела…

Е.Х.: Совершенно верно (разглядывает книжки и раскраски) Людмила, очень хорошие у вас книжки. Ассортимент меня радует, потому что картинки везде замечательные… (Дочь Евгения Храновского, Марина, выбирает себе книжку про Золушку). Девочек очень тянет к принцессам во дворец.

Л.К.: А что плохого в том, что девочка тянется во дворец?

Е.Х.: Лучше пусть она играет в посудку и готовит обед, чем она будет строить дворец и мечтать о том, как она будет в нем жить.
Лучше пусть у нее дом может быть придуманный. Ребенку на самом деле для игры нужен минимум. Ребенок может принести с улицы камешек, и это может для него быть бесценной игрушкой. И если мама его выбросит, у него горе. А это целая жизнь для ребенка. Ребенку для игры нужен сценарий больше, чем сама игрушка. И это важно. Если выбирать между дворцом и «ужином» для папы с мамой, я сторонник второго варианта.

Л.К.: А как сделать так, чтобы ребенок выбирал придуманное, а не действительное? Придуманный дворец, а не настоящий?

Е.Х.: В готовом дворце девочкам интересно только в первый день. Потому что им интересно создавать, придумывать.

Л.К.: Как им объяснишь? Сегодня хочется дворец, завтра — машину…

Е.Х.: В обеспеченных семьях, где у детей много игрушек, они поиграют пару раз и бросают.

Л.К.: Как возбудить интерес к заброшенным игрушкам?

Е.Х.: Есть разные способы воздействия. Можно убрать игрушку, достать через два месяца, она как новая. Способов — масса, вы и ваши родители наверняка их знают.

—В советское время было больше добрых, положительных игрушек?

Е.Х.: Да, потому что в советское время был комитет, который занимался игрушками. Потом расформировался в 1990-е годы из-за отсутствия финансирования, но сейчас он создается вновь в нашей общественной организации.

—Вот и последняя наша остановка, пазлы.

Е.Х.: Пазлы, мозаика — это хорошо: развивает мелкую моторику. Тут надо смотреть на картинку. Вот 3D-пазлы. Великолепная игра, причем для людей любого возраста. Я сейчас, кстати, такую и куплю (показывает детишкам коробки, Марина выбирает сказку о Золушке). Это сказка, в которую можно играть.

—Людмила, какие у вас впечатления от нашего рейда?

Л.К.: Мне жалко детей Евгения.

—?

Л.К.: Он не покупает, он навязывает.

—Вы считаете, нужно все-таки выбирать то, что ребенку нравится?

Л.К.: Нет, но не так категорично подходить к выбору игрушки.

Е.Х.: Я думаю, что либеральничать с детьми в столь серьезном вопросе как игрушки нельзя. Через игру ребенок постигает жизнь. Говорят, для птиц — небо, для рыб — вода, для ребенка — игра. Для него это вся жизнь. И от того, чем она наполнена, зависит, каким он вырастет. Это наиважнейший момент, и взрослые должны уделять этому очень большое внимание. Например, в Челябинске девочке купили куколку с девичьим лицом, кудрями и мужскими гениталиями. Эту девочку потом лечил психиатр. А в Великобритании изъяли из продажи набор для детского стриптиза с одеждой и аксессуарами. Если ваш ребенок попросит такую «игрушку», вы тоже не будете сопротивляться и купите? Магазин большой — это хорошо, игрушек очень много. Больше половины игрушек в этом магазине положительные, развивающие, но выбирать игрушки нужно со знанием дела. Не откупайтесь от своих детей дорогими подарками. Уделите время, разберитесь в игрушках дома, в детском саду. Соотнесите поведение ребенка с наличием у него тех или иных игрушек, особенно компьютерных игр.

Выбирал игрушки Иван НЕКРАСОВ, фотографировал — Александр МАМАЕВ, ИА JustMedia.Ru


Источник:
Родители-СНГ