Замещающая семья

Еще лет двадцать назад семейные пары, решившие взять ребенка из детского дома, задавались единственным вопросом: «Как нам усыновить малыша?» О том, что можно оформить опеку или приемную семью, знали немногие. А забрать мальчика или девочку старше четырех лет соглашались только самые отчаянные.

Почему? Из-за отношения общества к сиротам. Дети из учреждений были как бы «второго сорта». В школе их обзывали, во дворе дразнили и открыто выражали свою неприязнь. Усыновляющие родители тоже были изгоями. «Ты взял «чужого»? Не можешь родить? Ты больной! Ненормальный!» Поэтому открыто заявить: «Мой ребенок приемный!» — решались единицы.

Большинство же сразу после усыновления меняли работу и переезжали жить в другой город. Только так можно было скрыть необычное по тем временам появление в семье сына или дочки.

Около половины россиян по-прежнему с опаской относятся к сиротам, хотя в целом общество стало терпимей и с каждым годом замещающих семей становится больше.

Замещающей специалисты называют любую семью, которая взяла на воспитание ребенка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства.

Всего существует четыре формы: усыновление, опека и приемная и патронатная семья. В чем же их отличие друг от друга?

Начнем с усыновления, которое, согласно Семейному кодексу РФ, является приоритетной формой устройства. «И самой комфортной для детей», — добавляют психологи. Действительно, усыновленный ребенок не только фактически, он юридически становится частью семьи. У него появляется свидетельство о рождении, в котором записаны новые фамилия, имя, отчество, мама и папа. Специалисты говорят, что для мальчишек и девчонок очень важно иметь такое письменное доказательство.

История удочеренной девочки

Марину забрали из приюта в 6 лет. Сначала родители оформили опеку, а спустя год суд вынес решение об удочерении. С тех пор ежедневно перед сном Марина рассматривала свое свидетельство о рождении. Девочка по слогам читала самые главные для нее слова: «Тимофеева Марина Николаевна. Мама — Тимофеева Лидия Ивановна. Папа — Тимофеев Николай Дмитриевич». Однажды мама девочки взяла документ с собой — его нужно было показать в школе на родительском собрании. Вечером Марина, как обычно, залезла в шкаф и не нашла ценной бумаги. Девочка плакала, нервничала, не находила себе места. Как только папа и мама перешагнули порог квартиры, она спросила: «Вы что передумали? Вы хотите меня вернуть?» и лишь после разъяснений успокоилась и легла спать.

Это только один, но, по-моему, самый веский, довод «за» усыновление. Есть и другие. Усыновленный ребёнок юридически приравнивается к биологическому. При этом он утрачивают личные имущественные и неимущественные права, и освобождается от обязанностей по отношению к своим кровным родственникам. Это придает уверенность и спокойствие маме и папе. С момента вступления в силу решения судьи биологические родители становится ребенку чужими и не могут его забрать. Более того, официальные лица не имеют право передавать им какую-либо информацию. Тайна усыновления охраняется законом.

Рассказывать о прошлом ребенка, его здоровье, местонахождении и т.д. вправе только родители. Остальные — чиновники, соседи, воспитатели, учителя, врачи и даже родственники — за разглашение подобных данных привлекаются к ответственности (ст. 155 УК РФ).

Так почему же, при столь очевидных плюсах, в настоящее время усыновление не самая популярная форма устройства ребенка в семью?

Причин для этого несколько. Во-первых, не все дети, живущие в сиротских учреждениях, могут быть отданы на усыновление. Во-вторых, решение об усыновлении принимает суд. Поэтому некоторые родители сначала оформляют опеку — это проще и быстрее — и только потом, когда ребенок оказывается дома, начинают судебную процедуру. В-третьих, не все дети согласны на усыновление. По закону ребенок старше 10 лет должен дать свое согласие на жизнь в новой семье. И еще одна причина — усыновленные дети теряют государственную поддержку и льготы. Ребенок перестает быть сиротой, поэтому государство снимает с себя обязанность обеспечивать его.

Надо отдать должное, в последнее время внимание к усыновителям выросло. Во многих регионах выплачиваются пособия и вводятся дополнительные льготы. Например, в Московской области ежемесячно на усыновленного ребенка перечисляют 10 тысяч рублей. Благодаря этой мере, усыновлять и удочерять стали чаще. Но все равно, самой распространенной формой семейного устройства является опека. Об этом читайте в следующем номере.

Ольга Коломенская Январь, 2009